Вернуться к обычному виду

Отдел трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями ГКУ КК ЦНЗ

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 01.06.2017

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПИСЬМО
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
от 28 февраля 2017 г. N ТЗ/942-03-3

 

Федеральной службой по труду и занятости в пределах компетенции рассмотрено обращение, по результатам рассмотрения сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, Роструд осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового права. Мнение Роструда по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением к нормативно-правовым актам и необязательно в правоприменительной практике.

Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров регламентировано приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ 302н).

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден Приказом N 302н (далее - Перечень факторов).

Для ряда факторов, указанных в Перечне факторов, присутствует указание, что прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работниками необходимо при отнесении условий труда по данным факторам по результатам специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) к вредным условиям. Однако такое указание отсутствует для некоторых факторов, наличие превышения уровня допустимого воздействия которых, как мы полагаем, также может быть установлено лишь по результатам СОУТ.

Полагаем, что в этой части Приказ N 302н противоречит положениям статьи 213 ТК РФ, которая прямо указывает, что для прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров направляются работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Так, например, пункт 3.2.2.4 Перечня факторов "электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени)" указывает на неионизирующее излучение, которое находится в списке вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Наличие данного фактора может быть установлено в ходе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей СОУТ, а отнесение условий труда к вредным и (или) опасным по данному фактору осуществляется по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений данного фактора экспертом организации, проводящей СОУТ.

Также, согласно примечанию 2 к Перечню факторов, в нем перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Учитывая изложенное, полагаем, что при наличии результатов СОУТ или действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающих оптимальные или допустимые условия труда на рабочем месте по фактору, указанному в обращении, у работодателя не возникает обязанности направить работника для прохождения обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра по приведенным основаниям.

 

Начальник Управления государственного надзора в сфере труда Е.Н.ИВАНОВ

28.02.2017

 


 

ПИСЬМО
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
от 12 апреля 2017 г. N ТЗ/1330-11-2

 

Обращение, поступившее в Федеральную службу по труду и занятости, рассмотрено и разъясняется следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2017 г. N 197 утверждены изменения, в соответствии с которыми федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Хозяйствующие субъекты распределяются на 5 категорий рисков.

В зависимости от категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять:

  • для категорий высокого риска - 1 раза в 2 года;
  • для категорий значительного риска - 1 раз в 3 года;
  • для категорий среднего риска - не чаще чем 1 раз в 5 лет;
  • для категорий умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки проводиться не будут.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей предусмотрен коэффициент устойчивости их добросовестного поведения (Ку), который рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:

  • наличие несчастных случаев;
  • факта задолженности по заработной плате;
  • наличие факта назначения административных наказаний.

Отнесение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категориям риска осуществляется решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска, решением главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (его заместителя) - при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

При отсутствии назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки принимают решение о понижении категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, до следующей категории риска.

При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за 3 года, предшествующих текущему, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, повышается до категории высокого риска.

Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:

  • данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.

В ведомственной отчетности о деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации содержатся сведения об административных правонарушениях, в том числе возбужденных органами прокуратуры.

Решение об изменение категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении работодателя к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении работодателя к соответствующей категории риска.

При отсутствии решения об отнесении работодателя к определенной категории риска работодатель считается отнесенным к категории низкого риска.

Кроме того, предусмотрен заявительный характер об изменении присвоенной ранее категории риска путем подачи юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в федеральную инспекцию труда заявления.

В соответствии с п. 12 Правил отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806, при отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям высокого и значительного риска орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

Одновременно информируем, что информация о подконтрольных субъектах по категориям рисков будет размещена на официальном сайте Роструда до 15 июля 2017 года согласно сроку, предусмотренному паспортом приоритетного проекта "Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", утвержденного на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" 21 февраля 2017 года.

 

Заместитель начальника Управления проектной деятельности в сфере трудовых отношений С.А.ШЕРСТНЕВ

12.04.2017


Количество показов: 25
Дата изменения: 02.06.2017 19:47:09

Возврат к списку

Дата изменения: 31.03.2016 16:25

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru